УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
детской Воскресной школы
при приходе св. апостолов Петра и Павла
с. Икряное
от 11 августа 2016 года
Директор школы: Л.В. Посаженко
П Л А Н
учебно-воспитательной работы
детской Воскресной школы
при приходе св. апп. Петра и Павла с. Икряное
на 2016-2017 учебный год.
Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.
Святитель Василий Великий
Программа учебно-воспитательной деятельности (далее Программа) Воскресной школы при Приходе святых апостолов Петра и Павла разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви
Программа в/ш является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.
Программа, написанная педагогическим коллективом ВШ, будет реализовываться, дорабатываться и корректироваться.
Программа содержит следующие разделы:
1) Пояснительную записку;
2) Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени;
3) Программу духовно-нравственного воспитания детей;
4) Учебный план воскресной школы;
5) Программы по вероучительным предметам и предметам духовно- нравственной направленности;
6) Особенности организации учебно-воспитательной деятельности.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель деятельности Воскресной школы: приобщение воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, понятие начальной формы духовно-нравственного воспитания и православно-религиозного образования, осуществление изучения основ православного вероучения, ознакомление учащихся с богатейшим миром православной культуры, формирование у них целостного христианского мировоззрения, привитие и закрепление у них навыков добродетельной жизни.
2.Задачи Воскресной школы
- Религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви
- организация новых форм учебно-воспитательной работы и создание такой организационной структуры классического Православного учебного заведения, которая соответствует требованиям государственного стандарта образования, стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и тождественна принципам Православной педагогики.
- Формирование потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода.
- Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали.
- Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры.
- Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.
-
Основные направления деятельности Воскресной школы
Для достижения цели и задач воскресная школа осуществляет следующие направления деятельности:
- Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.
- Социальное направление реализуется через участие детей в социальной и миссионерской жизни прихода и участие в социальных проектах и акциях милосердия воскресной школы. Общекультурное направление предполагает приобщение ребенка к лучшим традициям русской народной культуры и реализуется через организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества.
- Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и интеллектуальных играх, конкурсах, составление и защита презентаций.
- Основным направлением является индивидуальный подход к образованию и развитию ребенка и воспитанию их в любви и в доброте. Особое внимание при этом уделяется формированию у ребенка чувства положительного успеха. Педагоги, работая с личностью ребёнка, стремятся как можно глубже понять её, осмыслить особенности и, главное, выделить достоинства, развивать любые, самые малые ростки успеха, чтобы поддержать в каждом ученике стремление к саморазвитию и познанию нового.
-
Педагогические принципы обучения и воспитания детей
Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. Воспитание-это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим. В православной педагогике воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Для эффективности процесса обучения и воспитания в программу ВШ заложены основные дидактические требования традиционной школы (принципы дидактики) и принципы православной педагогики.
Принципы православной педагогики:
- Христоцентричность. Суть его состоит в том, что личность Господа Иисуса Христа находится в центре православной педагогики, а человек входит в состав вселенской иерархии. Без воцерковленения, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания и образования. Но важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и нашего единства в Церкви. Стремление к христианскому совершенству. Задача православного воспитания есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви. Православие, его учение и культурное наследие является следствием Пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому выбранный культурологический уклон в развитии школы базируется на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
- Принцип концентричности. Основная образовательная линия по концентрическому принципу преподаётся на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, постоянное обращение к ним и раскрытие их с разных сторон с углублением понимания их смысла дают свои положительные результаты.
- Принцип ориентации не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. Во все программы по преподаваемым в школе учебным предметам включен необходимый уровень знаний с глубоким, образным раскрытием духовных истин в каждой теме.
- Патриотизм — это прежде всего осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние.
- Систематичность и последовательность требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
- Доступность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.
- Наглядность требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Прочность, осознанность и действенность предполагает, что обучение обеспечит прочные, осмысленные приобретенные знания, обращенные к решению жизненных проблем.
- Принцип создания воспитывающей среды. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе ответственности, понимания, уважения.
-
Педагогические подходы в обучении и воспитании
- Дифференцированный подход процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам (усвоением материала, уровнем работоспособности, особенностями восприятия, памяти, мышления, возраст и др.).
- Индивидуальный подход учитывает интересы каждого ребенка, особенности его характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания в семье, отношение со сверстниками в коллективе.
- Деятельностный подход заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог.
В процессе обучения используются разные методы: словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, а также различные средства обучения.
Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения.
ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ КАЖДОЙ СТУПЕНИ
Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:
- личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни;
- предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
Для организации процесса обучения и развития согласно названным принципам в условиях Воскресной школы чрезвычайно важно осуществить отбор средств, методов и условий для реализации каждого из них на всех ступенях обучения учащихся.
Обучение в школе происходит по следующим ступеням:
— дошкольная ступень – 5-6 лет;
— начальная ступень – 7-11 лет;
Дошкольная ступень.
Основной задачей первого периода можно полагать ознакомление с предельно общими нормами и ценностями. Этот этап можно охарактеризовать, как этап эмоционального освоения немногих, но зато предельно всеобщих духовно-нравственных абсолютов, составляющих основу любой человеческой культуры.
Содержание программы на дошкольной ступени включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном детям. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети усваивают основные понятия Православия.
Яркость и чистота эмоциональных реакций, ещё почти не имеющих полутонов, практическое отсутствие рефлексирующего мышления, обусловливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых человеком в этот период его духовного развития.
Содержание программы на дошкольной ступени включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном детям. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети усваивают основные понятия Православия.
Предметными целями и результатами учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы для каждой ступени являются:
Дошкольная ступень.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
а) Предметные цели изучения «Введения в Закон Божий» (из Стандарта):
- заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
- воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
- развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
- помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
- развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
б) Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий» (из Стандарта)
- понимание, что Бог есть Творец мира;
- знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
- представление о Церкви Христовой как доме Божием;
- представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
- знание Заповедей Божиих (обзорно);
- знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
- умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
- умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
- умение петь простые песнопения;
- умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
Начальная ступень.
Начальная ступень представляет собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков.
Вероучительными предметами начальной ступени являются:
- «Закон Божий» (в том числе: Священная библейская история, устройство православного храма, богослужение, История христианской Церкви);
- «Основы христианской нравственности» (на основе Евангелия и житий святых);
- Церковнославянский язык;
- Основы хорового и церковного пения.
«Закон Божий» и «Основы христианской нравственности»:
а) Предметные цели изучения (из Стандарта):
- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
- дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
- формировать ценностные жизненные ориентиры;
- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
б) Предметные результаты изучения «Закона Божия» (из Стандарта):
. знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
. знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
. представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
. представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
. знание названий двунадесятых и великих праздников;
. знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
. знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
. представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
. знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
. умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
. сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для:
- выявления и осознания собственных греховных поступков;
- построения исповеди и исправления грехов.
Церковнославянский язык
а) Предметные цели изучения «Церковнославянского языка» (из Стандарта): · .сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
. раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
. овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
б) Предметные результаты изучения «Церковнославянского языка» (из Стандарта): · знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
- знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
- умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
- умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: · читать и понимать церковнославянский текст;
- знать наизусть основные молитвы;
- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило; · осмысленно участвовать в Богослужении.
- Пение. «Основы хорового и церковного пения»
а) Предметные цели изучения «Основ хорового и церковного пения» (из Стандарта):
- понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
- овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
- овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
- развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;
б) Предметные результаты изучения «Основ хорового и церковного пения» (из Стандарта):
— знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
- знание нотной записи песнопений;
- знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
- знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
. знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
- знание особенностей праздничных служб;
- умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
- умение правильно интонировать мелодии гласов;
- владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
- соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке; · умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
- соблюдать правила поведения на клиросе;
- петь под руководством регента.
Основы хорового и церковного пения» (28 часов)
Тексты: Песнопения, построенные на одной ноте: Аминь; Благослови; Господи, помилуй; И духови Твоему.
Песнопения, построенныена2-х нотах: Господи, помилуй; Господи, помилуй (тройная ектения); Подай, Господи; Верую.
Песнопения на 3-х нотах: Отче наш; Святый Боже (обиходный распев); Слава… и ныне…; Приидите, поклонимся.
Песнопения на 4-х нотах: Богородице Дево (тропарный распев 4-го гласа). Достойно есть (тропарный распев 8-го гласа). Спаси, Господи (тропарный распев 1-31 го гласа). Царю небесный (тропарный распев 6-го гласа).
Песнопения на 5-тинотах: Воскресные тропари 2,3, 5-го и 7-го гласов. Многая лета. Воскресные тропари. Тропари и кондаки церковных праздников в соответствии с православным календарем.
Воскресные прокимны 8-ми гласов.
Богородичны 8-ми гласов на 2 голоса. Великая, малая, сугубая и заупокойная ектении.
Ирмосы восьми гласов в 3-хголосном изложении. Ирмосы Рождества Христова. Ирмосы Пасхи.
Основная ступень.
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви»; «Христианская этика».
«Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»
а) Предметные цели изучения «Священного Писания»: «Ветхого и Нового Завета» (из Стандарта):
- формирование целостной христианской картины мира;
- осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
- освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
- овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
- применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
- воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
б) Предметные результаты изучения «Священного Писания Ветхого и Нового Завета»(из Стандарта):
- знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия; · знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
- знание Десяти заповедей Божиих;
- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
«Основы православного вероучения»/ «Катехизис»
а) Предметные цели изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» (из Стандарта):
- формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
- освоение знаний, касающихся православного вероучения;
- овладение навыками добродетельной жизни;
- формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
- применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
- воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим
. б) Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»(из Стандарта):
- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
- представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
- умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
«История Христианской Церкви»
а) Предметные цели изучения «Истории Христианской Церкви» (из Стандарта):
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
- овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
- формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
- применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
б)Предметные результаты изучения«Истории Христианской Церкви»(из Стандарта):
- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
- знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
- представление о Поместных Православных Церквах;
- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории; . умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; · умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
«Христианская этика»
а) Предметные цели изучения «Христианской этики» (из Стандарта):
воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
- освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
- овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
- формирование представлений о духовной жизни христианина;
- применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
б) Предметные результаты изучения «Христианской этики» (из Стандарта):
- представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
- · представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
- · умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
- самоидентификации себя в мире как христианина;
- противостояния злу в мире и в самом себе.
Кружок рукоделия, театральный кружок, дополняющие учебный план, включают в себя новое сочетание репродуктивных и творческих видов деятельности учащихся. Основной путь развития младших учащихся идет через овладение конкретными приемами практической работы, т. е. зачатками как прикладного, так и творческого мастерства, и на фоне разумного соотношения интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки создаются предпосылки для гармоничного всестороннего развития личности.
Православное богослужение:
а) Предметные цели изучения «Православного богослужения» (Литургика)
«Литургика» знакомит с характером и уставными особенностями Православного богослужения, его символикой, происхождением и становлением.
Задачей курса является:
— изучение назначения и символики православного храма, утвари, облачения,
— состава и строя различных богослужений дневного, седмичного и годового литургического круга,
— священнодействия духовенства и взаимодействия с ними хора, чтецов и иподиаконов, умение пользоваться богослужебными книгами Православной Церкви, в частности, выработка навыков соединения богослужений подвижного и неподвижного круга.
Целью: научить учащихся разбираться в особенностях современной православной богослужебной практики с освоением основных предписаний церковно-дисциплинарного характера.
Занятия по учебному плану в Воскресной школе проходят каждую субботу и каждое воскресенье, продолжительность урока – 30 мин. При этом продолжительность учебного дня составляет 3 урока.
Данный режим работы Воскресной школы обеспечивает выполнение требований стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, в соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей, способствует реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
Учебный год в ВШ «Лестовка» начинается не ранее 14 сентября, в день церковного Новолетия, а заканчивается в воскресенье перед 24 мая — день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учебный день начинается общешкольной молитвой. Учебными днями являются суббота и воскресенье. Занятия проводятся по классам. Учебный процесс организован для трех ступеней — дошкольной, включающей подготовительную группу, — начальной, включающей младшую и среднюю группы и основную ступень.
Самой серьезной проблемой в школе является подбор педагогов высокого профессионального уровня. Очень хотелось бы иметь педагогов согласно требованиям Стандарта. Но главное у наших педагогов – воцерковленность, любовь к детям, желание приобщать воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви. Никто из педагогов не проходил катехизаторских/богословских курсов, не имеют богословского образования. Каждый педагог Воскресной школы старается преподавать детям предметы, пропуская их через призму христианства. В своей педагогической деятельности учителя руководствуются самыми возвышенными взглядами, полагая в основание христианскую любовь. Ведь, плодотворным будет то образование, которое развивает не один только ум, но и, главным образом, сердце и душу. Без последнего образование будет односторонним и уродливым. Отметим, что корнем слова «образование» является образ. С точки зрения православной традиции — это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. «Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог» (из выступления председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, на XV Рождественских чтениях).
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Этого и добиваются наши педагоги.
Полученные воспитанниками духовные знания реализуются и укрепляются через систему воспитательных мероприятий:
— Церковные богослужения (поздняя служба на Рождество, Пасху).
— Исполнение послушаний: пение на клиросе части песнопений, снятие сгоревших свечей с подсвечников.
— Проведение детской Литургии в конце августа.
Общешкольные мероприятия:
— День знаний в День церковного Новолетия);
— Праздник, посвященный иконе Казанской Божией Матери;
— Рождественский и Пасхальный праздники;
— ярмарки в престольные праздники, конкурсы чтецов (День матери,);
— конкурсы поделок и рисунков к Рождеству и Пасхе.
Социальное служение:
— посещение немощных прихожан на дому в праздники Рождества и Пасхи,
— концерт для пенсионеров на Рождество в Центре Социального обслуживания населения, в реабилитационном Центре для детей.
Трудничество: трудовые десанты на территории храма.
Творческие конкурсы: «Красота Божьего мира».
Паломничество по святым местам города и области.
Духовно – воспитательная работа в ВШ «Лестовка» направлена на то, чтобы сделать из детей добрых христиан, сплотить детей, родителей и педагогов в большую семью.
Коллектив педагогов дружный активный коллектив, который ищет новые формы работы с детьми, разрабатывает новые методы, направляет свои усилия на создания комфортной атмосферы в стенах школы, имеют постоянный контакт с родителями.
Духовно – воспитательная работа идет в различных направлениях:
— духовное;
— познавательное;
— патриотическое;
— краеведческое;
— культурное;
— творческое (трудолюбие);
Духовное направление — это то, ради чего существует Воскресная школа. Это когда ученик воскресной школы видит своих одноклассников на богослужении и участвует в церковных таинствах.
Важным звеном своей деятельности мы считаем преподавание духовных дисциплин, поэтому такое направление как познавательное тесно связанно с образованием. Это игры, поле – чудес, викторины.
На второе место мы ставим работу с семьей, родителями. Стараемся создать культурную среду, которая содействовала бы выработке такой программы семейной жизни, которая приводит ко спасению всю семью.
Так же у нас есть краеведческое направление, где обязательно запланированы паломнические поездки, куда мы приглашаем не только учеников школы, но и всех членов семей. Таким образом, семейный подход прослеживается и здесь.
Культурное направление традиционно связанно с проведением и организацией праздников (концертов, конкурсов стихов), выступлениями в общеобразовательной школе, в реабилитационном центре, для престарелых и инвалидов.
Патриотическое направление всегда заминает значимое место в воспитательной программе ВШ. Знаменательные даты нашей страны, церкви отмечаются проведением мероприятий, оформлением стендов, просмотром фильмов, возложение цветов к памятникам.
Творческое направление в работе с детьми помогает раскрыть их индивидуальность, умения, объединяет детей и родителей в подготовке и проведению выставок и ярмарок праздникам.
Объединяя все усилия в учебно-воспитательной деятельности программы нашей ВШ «Лестовка», желаем, чтобы слова, сказанные в акафисте Божией Матери к иконе ея «Воспитание» сбылись: «Веселыми ногами шли в храм».
Учебный план на 2016-2017 г.г.
Дошкольная ступень.
№ п/п |
Учебные предметы. |
Количествочасовв неделю ( за год) |
1-ый год обучения |
||
1. |
Введение в Закон Божий. |
1 час (28 часов) |
ИТОГО: |
(28 часов) |
Начальная ступень.
№п/п |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю (за год) |
|||
1-ый год обучения |
2-ой год обучения |
3-ий год обучения |
4-ый годобучения2017-2018 уч. г. |
||
1. |
Священная библейская история. |
1час(28 часов) | 1час(28 часов) | 1час(28 часов) | — |
2. |
История Христианской церкви. |
— | — | — |
0,5 часа (14 часов)
|
3. |
Устройство Православного храма и богослужение. |
1 час (28 часов) |
— | — | — |
4. |
Основы Христианской нравственности. |
— |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
5. |
Церковно- Славянский язык. |
— |
1 час (28 часов) |
1 час (28 часов) |
1 час (28 часов) |
6. |
Основы хорового и церковного пения |
— |
0,5 час (14 часов) |
0,5 час (14 часов) |
— |
ИТОГО: |
2 часа(56 часов) |
3 часа(84 часа) |
3 часа(84 часа) |
2 часа(56 часов) |
Основная ступень.
№п/п |
Учебные предметы. |
Количество часов в неделю ( за год) |
||
1-ый год обучения2016-2017 уч. г. |
2-ой годобучения |
3-ий годобучения |
||
1. | Священное писание: Ветхий Завет. | 1 час(28 часов) | — | — |
2. | Священное писание: Новый Завет. | — |
1 час (28 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
3. | Православное богослужение (Литургика). |
1 час (28 часов) |
— | — |
4. | Основы православного вероучения (Катехизис). |
0,5 (14 часов) |
0,5 (14 часов) |
0,5 (14 часов) |
5. | История Христианской церкви. |
0,5 (14 часов) |
1 час (28 часов) |
0,5(14 часов) |
6. | Христианская этика. | — |
0,5 (14 часов) |
0,5 (14 часов) |
ИТОГО: |
3 часа(84 часа) |
3 часа(84 часа) |
2 часа(56 часов) |
План воспитательной деятельности на 2016-2017 г.г.
№ |
Мероприятие |
Период выполнения |
1. | Беседа с родителями о поступлении детей в воскресную школу при храме святых апп. Петра и Павла в с. Икряное. | Сентябрь 2016 г. |
2. | Линейка, посвященная новому учебному году. | Сентябрь 2016 г. |
3. | Участие в конкурсе духовного чтения Священного Писания «Возрождение» при Успенском Соборе. | Октябрь 2016 г. |
4. | Выставка Рисунков на тему: «Как прекрасна природа осенью»! | Ноябрь 2016 г. |
5. | Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». | Сентябрь 2016 г. -Ноябрь 2016 г. |
6. | Выставка работ воспитанников начальной ступени «Дружная семья». | Ноябрь 2016 г. |
7. | Выступление в приходском храме на праздник Казанской иконы Божией Матери. | Ноябрь 2016 г. |
8. | Участие в конкурсе чтецов «Русское слово» — конкурс художественного чтения стихотворений, отрывков из прозаических произведений авторов русской классической литературы. | Декабрь 2016 г. |
9. | Участие в районном конкурсе «Рождественская звезда». |
декабрь 2016 г. – Январь 2017 г. |
10. | Рождественская выставка поделок и рисунков воспитанников ВШ . |
Декабрь 2016 г. – Январь 2017 г. |
11. | Благотворительная ярмарка-продажа изделий, изготовленных воспитанниками ВШ. | Декабрь 2016 г. |
12. | Украшение классов к празднику Рождества Христова. | Декабрь 2016 г. |
13. | Изготовление рождественских подарочных открыток и сувениров для родителей. |
Декабрь 2016 г. – Январь 2017 г. |
14. | Участие в акции «Дари радость на Рождество», проводимой Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Астраханской епархии. | Январь 2017 г. |
15. | Рождественское выступление в храме, в Центре для инвалидов. | Январь 2017 г. |
16. | Праздничное Рождественское чаепитие для воспитанников Воскресной школы. | Январь 2017 г. |
17. | Подготовка к Пасхальному празднику |
Февраль 2017 г. – Апрель 2017 г. |
18. | Пасхальная благотворительная ярмарка-продажа изделий, изготовленных воспитанниками ВШ. | Апрель 2017г. |
19. | Выступление на приходском Пасхальном концерте. Спектакль. | Апрель 2017г. |
20. | Участие в пасхальном конкурсе декоративно- прикладного творчества среди Воскресных школ. | Апрель 2017г. |
21. | Участие в мероприятии ко Дню Победы | Май 2017 г. |
22. | Итоговое годовое тестирование воспитанников. | Май 2017 г. |
23. | Заключительное родительское собрание. | Май 2017 г. |
24. | Праздничный концерт, посвященный окончанию учебного года. | Май 2017 г. |
25. | Организовать паломническую поездку. | Июнь 2017г. |
счётчик (119)