ПРОГРАММЫ

УТВЕРЖДЕНО
                                                      Педагогическим Советом
                                                            детской Воскресной школы
при приходе св. апостолов Петра и Павла 
с. Икряное
                                                              от 11 августа 2016 года
                                             Директор школы:  Л.В. Посаженко
П Л А Н
учебно-воспитательной работы
детской Воскресной школы
при приходе св. апп. Петра и Павла  с. Икряное
на 2016-2017 учебный год.

       Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

 Святитель Василий Великий

 

 

     Программа учебно-воспитательной деятельности (далее Программа) Воскресной школы при Приходе святых апостолов Петра и Павла  разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви

       Программа в/ш является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.

       Программа, написанная педагогическим коллективом ВШ, будет реализовываться, дорабатываться и корректироваться.

Программа содержит следующие разделы:

          1) Пояснительную записку;

           2) Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени;

           3) Программу духовно-нравственного воспитания детей;                                                                     

           4) Учебный план воскресной школы;

          5) Программы по вероучительным предметам и предметам духовно- нравственной направленности;

         6) Особенности организации учебно-воспитательной деятельности.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Цель  деятельности Воскресной школы:  приобщение воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, понятие начальной формы духовно-нравственного воспитания и православно-религиозного образования, осуществление изучения основ православного вероучения, ознакомление учащихся с богатейшим миром православной культуры, формирование у них целостного христианского мировоззрения, привитие  и закрепление  у них навыков добродетельной жизни.

  

      2.Задачи Воскресной школы
  • Религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви
  • организация новых форм учебно-воспитательной работы и создание такой организационной структуры классического Православного учебного заведения, которая соответствует требованиям государственного стандарта образования, стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и тождественна принципам Православной педагогики.
  • Формирование потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода.
  • Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали.
  • Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры.
  • Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

 

  1. Основные направления деятельности Воскресной школы

       Для достижения цели и задач воскресная школа осуществляет следующие направления деятельности:

  • Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.
  • Социальное направление реализуется через участие детей в социальной и миссионерской жизни прихода и участие в социальных проектах и акциях милосердия воскресной школы. Общекультурное направление предполагает приобщение ребенка к лучшим традициям русской народной культуры и реализуется через организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества.
  • Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и интеллектуальных играх, конкурсах, составление и защита презентаций.
  • Основным направлением является индивидуальный подход к образованию и развитию ребенка и воспитанию их в любви и в доброте. Особое внимание при этом уделяется формированию у ребенка чувства положительного успеха. Педагоги, работая с личностью ребёнка, стремятся как можно глубже понять её, осмыслить особенности и, главное, выделить достоинства, развивать любые, самые малые ростки успеха, чтобы поддержать в каждом ученике стремление к саморазвитию и познанию нового.
  1. Педагогические принципы обучения и воспитания детей

       Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. Воспитание-это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим. В православной педагогике воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Для эффективности процесса обучения и воспитания в программу ВШ заложены основные дидактические требования традиционной школы (принципы дидактики) и принципы православной педагогики.

 

Принципы православной педагогики:
  • Христоцентричность. Суть его состоит в том, что личность Господа Иисуса Христа находится в центре православной педагогики, а человек входит в состав вселенской иерархии. Без воцерковленения, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания и образования. Но важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и нашего единства в Церкви. Стремление к христианскому совершенству. Задача православного воспитания есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви. Православие, его учение и культурное наследие является следствием Пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому выбранный культурологический уклон в развитии школы базируется на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
  • Принцип концентричности. Основная образовательная линия по концентрическому принципу преподаётся на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, постоянное обращение к ним и раскрытие их с разных сторон с углублением понимания их смысла дают свои положительные результаты.
  • Принцип ориентации не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. Во все программы по преподаваемым в школе учебным предметам включен необходимый уровень знаний с глубоким, образным раскрытием духовных истин в каждой теме.
  • Патриотизм — это прежде всего осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние.
  • Систематичность и последовательность требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
  • Доступность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.
  • Наглядность требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Прочность, осознанность и действенность предполагает, что обучение обеспечит прочные, осмысленные приобретенные знания, обращенные к решению жизненных проблем.
  • Принцип создания воспитывающей среды. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия ре­ализации этого принципа: формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе ответственности, понимания, уважения.
  1. Педагогические подходы в обучении и воспитании
  • Дифференцированный подход процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам (усвоением материала, уровнем работоспособности, особенностями восприятия, памяти, мышления, возраст и др.).
  • Индивидуальный подход учитывает интересы каждого ребенка, особенности его характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания в семье, отношение со сверстниками в коллективе.
  • Деятельностный подход заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог.

     В процессе обучения используются разные методы: словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, а также различные средства обучения.     

     Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения.

 ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ КАЖДОЙ СТУПЕНИ

       Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:

  • личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни;
  • предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

       Для организации процесса обучения и развития согласно названным принципам в условиях Воскресной школы чрезвычайно важно осуществить отбор средств, методов и условий для реализации каждого из них на всех ступенях обучения учащихся.

        Обучение в школе происходит по следующим ступеням:

       — дошкольная ступень – 5-6 лет;

       — начальная ступень – 7-11 лет; 

         

Дошкольная ступень.

        Основной задачей первого периода можно полагать ознакомление с предельно общими нормами и ценностями. Этот этап можно охарактеризовать, как этап эмоционального освоения немногих, но зато предельно всеобщих духовно-нравственных абсолютов, составляющих основу любой человеческой культуры.

        Содержание программы на дошкольной ступени включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном детям. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети усваивают основные понятия Православия.

       Яркость и чистота эмоциональных реакций, ещё почти не имеющих полутонов, практическое отсутствие рефлексирующего мышления, обусловливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых человеком в этот период его духовного развития.

       Содержание программы на дошкольной ступени включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном детям. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети усваивают основные понятия Православия.

      Предметными целями и результатами учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы для каждой ступени являются:

Дошкольная ступень.

        Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

       а) Предметные цели изучения «Введения в Закон Божий» (из Стандарта):

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
  • воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
  • развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
  • помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
  • развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

        б) Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий» (из Стандарта)

  • понимание, что Бог есть Творец мира;
  • знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;
  • представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание Заповедей Божиих (обзорно);
  • знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • умение петь простые песнопения;
  • умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
                                              Начальная ступень.

        Начальная ступень представляет собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков.

Вероучительными предметами начальной ступени являются:

  • «Закон Божий» (в том числе: Священная библейская история, устройство православного храма, богослужение, История христианской Церкви);
  • «Основы христианской нравственности» (на основе Евангелия и житий святых);
  • Церковнославянский язык;
  • Основы хорового и церковного пения.
    «Закон Божий» и «Основы христианской нравственности»:

      а) Предметные цели изучения (из Стандарта):

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
  • формировать ценностные жизненные ориентиры;
  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

      б) Предметные результаты изучения «Закона Божия» (из Стандарта):

      . знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

      . знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

     . представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

    . представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях,   церковнослужителях;

     . знание названий двунадесятых и великих праздников;

     . знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

     . знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

     . представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и  равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;

         . знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

         . умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

         . сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

        Использование своих знаний для:

  • выявления и осознания собственных греховных поступков;
  • построения исповеди и исправления грехов.
    Церковнославянский язык

         а) Предметные цели изучения «Церковнославянского языка» (из Стандарта):          · .сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;

      .  раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;

  . овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

      б) Предметные результаты изучения «Церковнославянского языка» (из Стандарта): · знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;

  • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
  • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
  • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
  • овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
  • умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
  • умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
  • умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
  • умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
  • умение работать с церковнославянскими словарями.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: · читать и понимать церковнославянский текст;

  • знать наизусть основные молитвы;
  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило; · осмысленно участвовать в Богослужении.
  • Пение. «Основы хорового и церковного пения»

       а) Предметные цели изучения «Основ хорового и церковного пения» (из Стандарта):

  • понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
  • овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
  • овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
  • развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;

        б) Предметные результаты изучения «Основ хорового и церковного пения» (из Стандарта):

        — знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;

  • знание нотной записи песнопений;
  • знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
  • знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;

      . знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;

  • знание особенностей праздничных служб;
  • умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
  • умение правильно интонировать мелодии гласов;
  • владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
  • соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке; · умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса  (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
  • соблюдать правила поведения на клиросе;
  • петь под руководством регента.
Основы хорового и церковного пения» (28 часов)

      Тексты: Песнопения, построенные на одной ноте: Аминь; Благослови; Господи, помилуй; И духови Твоему.

      Песнопения, построенныена2-х нотах: Господи, помилуй; Господи, помилуй (тройная ектения); Подай, Господи; Верую.

       Песнопения на 3-х нотах: Отче наш; Святый Боже (обиходный распев); Слава… и ныне…; Приидите, поклонимся.

       Песнопения на 4-х нотах: Богородице Дево (тропарный распев 4-го гласа). Достойно есть (тропарный распев 8-го гласа). Спаси, Господи (тропарный распев 1-31 го гласа). Царю небесный (тропарный распев 6-го гласа).

       Песнопения на 5-тинотах: Воскресные тропари 2,3, 5-го и 7-го гласов. Многая лета. Воскресные тропари. Тропари и кондаки церковных праздников в соответствии с православным календарем.

       Воскресные прокимны 8-ми гласов.

       Богородичны 8-ми гласов на 2 голоса. Великая, малая, сугубая и заупокойная ектении.

       Ирмосы восьми гласов в 3-хголосном изложении. Ирмосы Рождества Христова. Ирмосы Пасхи.

Основная ступень.

        Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»;          «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви»; «Христианская этика». 

      «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»

       а) Предметные цели изучения «Священного Писания»: «Ветхого и Нового Завета» (из Стандарта):

  • формирование целостной христианской картины мира;
  • осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
  • освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
  • овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
  • формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
  • применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
  • воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

      б) Предметные результаты изучения «Священного Писания Ветхого и Нового Завета»(из Стандарта):

  • знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия; · знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
  • знание Десяти заповедей Божиих;
  • знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
  • умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
  • умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
  • умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
  • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
  • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
 «Основы православного вероучения»/ «Катехизис»

      а) Предметные цели изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» (из Стандарта):

  • формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
  • освоение знаний, касающихся православного вероучения;
  • овладение навыками добродетельной жизни;
  • формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
  • применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
  • воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим

.      б) Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»(из Стандарта):

  • знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
  • знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
  • знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
  • знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
  • представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
  • умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
  • умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
  • умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
  • высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
  • использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
«История Христианской Церкви»

      а) Предметные цели изучения «Истории Христианской Церкви» (из Стандарта):

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
  • овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
  • формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
  • применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.

        б)Предметные результаты изучения«Истории Христианской Церкви»(из Стандарта):

  • знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
  • знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
  • представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
  • понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
  • представление о Поместных Православных Церквах;
  • умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;  . умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;    · умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

      Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
  • объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
 «Христианская этика»

      а) Предметные цели изучения «Христианской этики» (из Стандарта):       

          воспитание личности, несущей в себе образ Божий;

  • освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
  •  овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
  • формирование представлений о духовной жизни христианина;
  • применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.

    б) Предметные результаты изучения «Христианской этики» (из Стандарта):

  • представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
  •    знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
  •    знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
  • · представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;              
  •  · умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

       Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
  • самоидентификации себя в мире как христианина;
  • противостояния злу в мире и в самом себе.

       Кружок рукоделия, театральный кружок, дополняющие учебный план, включают в себя новое сочетание репродуктивных и творческих видов деятельности учащихся. Основной путь развития младших учащихся идет через овладение конкретными приемами практической работы, т. е. зачатками как прикладного, так и творческого мастерства, и на фоне разумного соотношения интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки создаются предпосылки для гармоничного всестороннего развития личности.

Православное богослужение:

       а) Предметные цели изучения «Православного богослужения» (Литургика)

       «Литургика» знакомит с характером и уставными особенностями Православного богослужения, его символикой, происхождением и становлением.

Задачей курса является:
       — изучение назначения и символики православного храма, утвари, облачения,

      — состава и строя различных богослужений дневного, седмичного и годового литургического круга,

      — священнодействия духовенства и взаимодействия с ними хора, чтецов и иподиаконов, умение пользоваться богослужебными книгами Православной Церкви, в частности, выработка навыков соединения богослужений подвижного и неподвижного круга.

        Целью: научить учащихся разбираться в особенностях современной православной богослужебной практики с освоением основных предписаний церковно-дисциплинарного характера.

 

        Занятия по учебному плану в Воскресной школе проходят каждую субботу и  каждое воскресенье, продолжительность урока – 30 мин. При этом продолжительность учебного дня составляет 3 урока.

       Данный режим работы Воскресной школы обеспечивает выполнение требований стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации,  в соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей, способствует реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.

 

       Учебный год в ВШ «Лестовка» начинается не ранее 14 сентября, в день церковного Новолетия, а заканчивается в воскресенье перед 24 мая — день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учебный день начинается общешкольной молитвой. Учебными днями являются суббота и воскресенье. Занятия проводятся по классам. Учебный процесс организован для трех  ступеней — дошкольной, включающей подготовительную группу, — начальной, включающей младшую и среднюю группы и основную ступень.

       Самой серьезной проблемой в школе является подбор педагогов высокого профессионального уровня. Очень хотелось бы иметь педагогов согласно требованиям Стандарта. Но главное у наших педагогов – воцерковленность, любовь к детям, желание      приобщать  воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви. Никто из педагогов не проходил  катехизаторских/богословских курсов, не имеют богословского образования. Каждый педагог Воскресной школы старается преподавать детям предметы, пропуская их через призму христианства. В своей педагогической деятельности учителя руководствуются самыми возвышенными взглядами, полагая в основание христианскую любовь. Ведь, плодотворным будет то образование, которое развивает не один только ум, но и, главным образом, сердце и душу. Без последнего образование будет односторонним и уродливым. Отметим, что корнем слова «образование» является образ. С точки зрения православной традиции — это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. «Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог» (из выступления председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, на XV Рождественских чтениях).

       Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Этого и добиваются наши педагоги.                 

      Полученные воспитанниками духовные знания реализуются и укрепляются через систему воспитательных мероприятий:

     — Церковные богослужения (поздняя служба на Рождество, Пасху).

      — Исполнение послушаний:  пение на клиросе части песнопений, снятие сгоревших свечей с подсвечников.

     — Проведение детской Литургии в конце августа.

 Общешкольные мероприятия:

       — День знаний в День церковного Новолетия);       

       —  Праздник, посвященный иконе Казанской Божией Матери;

       — Рождественский и Пасхальный праздники;

       —  ярмарки в престольные праздники,    конкурсы чтецов (День матери,);

      —  конкурсы поделок и рисунков к Рождеству и Пасхе.

Социальное служение:

      — посещение немощных прихожан  на дому в праздники Рождества и Пасхи,

      — концерт для пенсионеров на Рождество в Центре Социального обслуживания населения, в реабилитационном Центре для детей.

      Трудничество:  трудовые десанты на территории  храма.

      Творческие конкурсы: «Красота Божьего мира».

      Паломничество по святым местам города и области.

       Духовно – воспитательная работа в ВШ «Лестовка» направлена на то, чтобы сделать из детей добрых христиан, сплотить детей, родителей и педагогов в большую семью.

       Коллектив педагогов дружный активный коллектив, который ищет новые формы работы с детьми, разрабатывает новые методы, направляет свои усилия на создания комфортной атмосферы в стенах школы, имеют постоянный контакт с родителями.

       Духовно – воспитательная работа идет в различных направлениях:

          — духовное;

         — познавательное;

         — патриотическое;

         — краеведческое;

         — культурное;

         — творческое (трудолюбие);

       Духовное направление — это то, ради чего существует Воскресная школа. Это когда ученик воскресной школы видит своих одноклассников на богослужении и участвует в церковных таинствах.

       Важным звеном своей деятельности мы считаем преподавание духовных дисциплин, поэтому такое направление как познавательное тесно связанно с образованием. Это игры, поле – чудес, викторины.

      На второе место мы ставим работу с семьей, родителями. Стараемся создать культурную среду, которая содействовала бы выработке такой программы семейной жизни, которая приводит ко спасению всю семью.

      Так же у нас есть краеведческое направление, где обязательно запланированы паломнические поездки, куда мы приглашаем не только учеников школы, но и всех членов семей. Таким образом, семейный подход прослеживается и здесь.

      Культурное направление традиционно связанно с проведением и организацией праздников (концертов, конкурсов стихов), выступлениями в общеобразовательной школе, в реабилитационном центре, для престарелых и инвалидов.

      Патриотическое направление всегда заминает значимое место в воспитательной программе ВШ. Знаменательные даты нашей страны, церкви отмечаются проведением мероприятий, оформлением стендов, просмотром фильмов, возложение цветов к памятникам.

       Творческое  направление  в  работе  с  детьми  помогает  раскрыть  их индивидуальность, умения, объединяет детей и родителей в подготовке и проведению выставок и ярмарок праздникам.

       Объединяя все усилия в учебно-воспитательной деятельности программы нашей ВШ «Лестовка», желаем, чтобы слова, сказанные в акафисте Божией Матери к иконе ея «Воспитание» сбылись: «Веселыми ногами шли в храм».

Учебный план на 2016-2017 г.г.
Дошкольная ступень.
№ п/п
  
Учебные предметы.
Количество
часов
в неделю    ( за год)
1-ый год обучения
1.

Введение в Закон Божий.

1 час (28 часов)
 
ИТОГО:
(28 часов)
 Начальная ступень.
№п/п
 
Учебные предметы
 
Количество часов в неделю (за год)
1-ый год обучения
2-ой год обучения
3-ий год обучения
4-ый год
обучения
2017-2018 уч. г.
1.

Священная

библейская

история.

1час(28 часов) 1час(28 часов) 1час(28 часов)
2.

История

 Христианской

 церкви.

0,5 часа

(14 часов)

 

3.

Устройство

 Православного

 храма и

 богослужение.

1 час

(28 часов)

4.

Основы

Христианской

 нравственности.

0,5 часа

(14 часов)

0,5 часа

(14 часов)

0,5 часа

(14 часов)

5.

Церковно-

Славянский

 язык.

1 час

(28 часов)

1 час

(28 часов)

1 час

(28 часов)

 6.

Основы

 хорового и

 церковного

 пения 

0,5  час

(14 часов)

 0,5  час
(14 часов)
 ИТОГО:
2 часа
 (56 часов)
 3 часа
(84 часа)
3 часа
(84 часа)
2 часа
 (56 часов)
 Основная ступень.
№п/п
Учебные предметы.
 
Количество часов в неделю                    ( за год)
1-ый год обучения
2016-2017 уч. г.
2-ой год
 обучения
3-ий год
обучения
1. Священное писание: Ветхий Завет. 1 час(28 часов)
2. Священное писание: Новый Завет.

1 час

(28 часов)

0,5 часа

(14 часов)

3. Православное богослужение (Литургика).

1 час

(28 часов)

4. Основы православного вероучения                               (Катехизис).

0,5

(14 часов)

0,5

(14 часов)

0,5

(14 часов)

5. История Христианской церкви.

0,5

(14 часов)

1 час

(28 часов) 

 0,5(14 часов)
6. Христианская этика.

0,5

(14 часов)

0,5

(14 часов)

ИТОГО:
3 часа
(84 часа)
3 часа
(84 часа)
 2 часа
(56 часов)
  План воспитательной деятельности на 2016-2017 г.г.
Мероприятие
Период выполнения
1. Беседа с родителями о поступлении детей в воскресную школу при храме святых апп. Петра и Павла в с. Икряное. Сентябрь 2016 г.
2. Линейка, посвященная новому учебному году. Сентябрь 2016 г.
3. Участие в конкурсе  духовного чтения Священного Писания «Возрождение» при Успенском Соборе. Октябрь 2016 г.
4. Выставка Рисунков на тему: «Как прекрасна природа осенью»! Ноябрь 2016 г.
5. Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Сентябрь 2016 г. -Ноябрь 2016 г.
6. Выставка работ воспитанников начальной ступени «Дружная семья». Ноябрь 2016 г.
7. Выступление в приходском  храме на праздник Казанской иконы Божией Матери. Ноябрь 2016 г.
8. Участие в конкурсе чтецов «Русское слово» — конкурс художественного чтения стихотворений, отрывков из прозаических произведений авторов русской классической литературы. Декабрь 2016 г.
9. Участие в районном  конкурсе «Рождественская звезда».

декабрь 2016 г. –

Январь 2017 г.

10. Рождественская выставка поделок и рисунков воспитанников ВШ .

Декабрь 2016 г. –

Январь 2017 г.

11. Благотворительная ярмарка-продажа изделий, изготовленных воспитанниками ВШ. Декабрь 2016 г.
12. Украшение классов к празднику Рождества Христова. Декабрь 2016 г.
13. Изготовление рождественских подарочных открыток и сувениров для родителей.

Декабрь 2016 г. –

Январь 2017 г.

14. Участие в акции «Дари радость на Рождество», проводимой  Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Астраханской епархии. Январь 2017 г.
15. Рождественское выступление в храме, в Центре для инвалидов. Январь 2017 г.
16. Праздничное Рождественское чаепитие для воспитанников Воскресной школы. Январь 2017 г.
17. Подготовка к Пасхальному празднику

Февраль 2017 г. –

Апрель 2017 г.

18. Пасхальная благотворительная ярмарка-продажа изделий, изготовленных воспитанниками ВШ. Апрель 2017г.
19. Выступление на приходском Пасхальном концерте. Спектакль. Апрель 2017г.
20. Участие в пасхальном конкурсе декоративно- прикладного творчества среди Воскресных школ. Апрель 2017г.
21. Участие в мероприятии ко Дню Победы Май 2017 г.
22. Итоговое годовое тестирование воспитанников. Май 2017 г.
23. Заключительное родительское собрание. Май 2017 г.
24. Праздничный концерт, посвященный окончанию учебного года. Май 2017 г.
25. Организовать паломническую поездку.  Июнь 2017г.

 

счётчик (119)