Родительское собрание на тему:
«Что такое христианская добродетель?
Каковы свойства христианской добродетели?»
Повестка:
- Выступление настоятеля храма апостолов Петра и Павла протоиерея Вадима Новикова.
- Выступление педагога Посаженко Л. В. на тему: «Анализ работы Воскресной школы «Лестовка» за 2013-2014 учебный год.
- Выступления педагогов о выполнении программ: Васильева Н.И., Смолякова В.И., Посаженко Л. В., Новикова Елена.
4. 0 проведении праздника Пасхи. 5. О переводе воспитанников.
Смолякова В.И. Посаженко Л.В.
5. Разное. (Поездки, приобретение книг «Закон Божий» и др.).
6. Утверждение программ на 2014-2015 учебный год.
Доклад педагога Посаженко Л.В.
В Воскресной школе при храме апостолов Петра и Павла в настоящее время в 2-х помещениях занимаются более 40 детей. С ребятами работают шесть преподавателей: Васильева Н.И — в младшей группе, помогает ей Решетникова Ж.А.; Смолякова В. И. – в старшей группе, где музыку ведет Новикова Е.В.; Посаженко Л.В. – в средней группе, музыку преподает Крапивко Е.Ю.
Мы привлекли большое число детей, заинтересовав их и их родителей. Таким образом, Воскресная школа имеет свои специфические цели и задачи, выполняя функцию своеобразного «переходного мостика», связывающего мирскую и церковную жизнь. Этот переход не может совершиться одним скачком и требует определенных усилий и времени. С одной стороны, Воскресная школа должна помочь человеку духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, она должна указать ему подлинный Источник освящения и преображения этой жизни – Спасителя Иисуса Христа и сделать Его духовно близким и желанным Образом. Можно сказать, что основной целью деятельности Воскресной школы является формирование произволения ко спасению у современного человека, живущего в условиях распадающейся семьи.
С большинством родителей у нас, к сожалению, отсутствует живое общение, мы их почти не видим ни в храме, ни на школьных мероприятиях, а отношение родителей к школе и к Церкви, конечно же, сказывается и на отношении детей.
Место Воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед нами ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей. Причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.
Вместе с тем, в процессе осмысления деятельности выясняется, что в работе у нас существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. Я так думаю, что становится формальное образование и поверхностное воцерковление наших воспитанников: очень мало ходят на исповедь, не присутствуют на Литургии, не умеют вести себя должным образом в храме.
Разумеется, решали и другие воспитательные и образовательные задачи. Читая выступление протоиерея Константина Островского, благочинного Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма города Красногорска, я полностью согласна с ним, что «принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников». Мы стараемся заинтересовать детей и делаем, на мой взгляд, все, что в наших силах: это и презентации, и просмотр душеполезных фильмов, и чтение духовных книг, и дискуссии, и проведение праздников.
Если наши дети будут знать Заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл Литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?
Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнает о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нем с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.
Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения: «Не хочешь учиться — уходи». В Воскресной же школе такой подход недопустим. Принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников.
Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей, мы всё же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать нас своим поведением. И мы, наверное, должны научиться вести себя с нашими воспитанниками, то есть принимать их такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков — это наш крест, если мы работаем с ними. И стараться помочь им. Можно было бы просто отчислить всех, кто так ведет себя. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.
Подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не их произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами. Поэтому правды о духовной жизни мы от ребят не скрываем, считая снижение нравственных требований опасным обманом, и зло называем злом, но и из Воскресной школы их не выгоняем до последней возможности.
Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собой, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми высокий аскетический тон, то большинство, даже верующих детей, окажется вне нашего влияния.
Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно «закручивать гайки», а когда сделать послабление? Когда жестко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целым классом, вопрос: «Или ты меняешь свое поведение, или уходишь», а когда вид, что не заметил даже очень серьезного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.
Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу сердечной молитвой. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращённое к Богу желание, чтобы подросток встал на истинный Христов, ведущий в жизнь вечную. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.
Задачей же педагогов является не столько призыв ко Спасению, сколько формирование духовного произволения, т.е. желания спастись. Для этого, в свою очередь, необходимо раскрыть перед учащимися существо православной веры таким образом, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием.
Когда же необходимость Спасения просто декларируется или звучит как призыв, тогда воцерковление искусственно форсируется и совершается поверхностно. Это прививает учащимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опасный для православной веры церковный магизм, либо — ощущение необходимости исполнять обязательный религиозный долг. Очевидно, что в том и другом случае подрываются основы личной свободы человека, поэтому в подростковом возрасте многие начинают открыто противостоять.
Нашей ошибкой является отрыв духовного образования детей от естественных условий их воспитания и развития в семье, а также желанием абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки в семьях на современном этапе жизни страны.
Более того, рисуя радужную картинку жизни верующего человека, не совпадающую с суровой реальностью, мы душевно располагаем к себе детей, которым в семьях живется особенно трудно. Иллюзия возможности заменить собой маму и папу несчастного ребенка может просуществовать недолго, но она оказывается чрезвычайно вредной и для родителей, и для ребенка, и для самого педагога. Семейный уклад жизни является очень стойким и прочным психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому наивное предположение о быстром преодолении негативных стереотипов сознания вряд ли оправдано.
Мы не должны насильно вторгаться в жизнь семьи через сознание детей. Наша задача — деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы, духовно просвещая и подсказывая полезные педагогические приемы. Нам необходимо плотнее заниматься с родителями.
счётчик (36)