АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ

  1. ПОВЕДЕНИЕ В ХРАМЕ
  2. СВЕЧА
  3. О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
  4. ИСПОВЕДЬ
  5. О ПОСТЕ
  6. ВЕНЧАНИЕ
  7. ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА

 

ПОВЕДЕНИЕ В ХРАМЕ

 

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий. Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы.

 

Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

 

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку.

 

Без нужды не следует ходить по храму.

 

Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

 

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.

 

Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

 

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

 

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

 

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.

 

На церковной паперти нельзя курить.

 

Нельзя входить в храм с животными или птицами.

 

Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

 

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно, предварительно извинившись. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.

 

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

 

СВЕЧА

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

 

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

 

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

 

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым.

 

Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

 

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

 

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная.

 

Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей:

к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви;

к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких;

к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших.

 

Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

 

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время.

 

И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

 

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой;

что, если она потухла значит, будут несчастья;

что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д.

 

Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше.

 

Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани.

 

Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

 

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

«Перекрестись, сынок», — негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», — еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение. Как отрадна такая картина!

 

Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное — верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно…

 

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди.

 

Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае.

 

Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».

 

Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).

 

Внешне молитвенное чувство проявляется в осенение себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах-малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).

 

Крестное знамение совершается правой рукой, для левши допускается креститься левой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.

 

Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.

 

Крестное знамение полагаем на чело,чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.

 

Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е.без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.

 

Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.

 

Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости — в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.

 

Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.

 

Коленопреклонение, т.е.стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв. Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва — это беседа с Богом. Если времени мало,лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.

 

Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.

 

Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом — результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф.7,21).

 

ИСПОВЕДЬ

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?

 

Православная Церковь отвечает: принести покаяние.

 

Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

 

Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.

 

Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.

 

На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

 

Грехи против Господа Бога

Верованием снам, ворожбе, встречам и др. приметам. Сомнения в вере. Леность в молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. причастия. Лицемерие в Богопочитании. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение накласть на себя руки.Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

 

Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню.Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Убийство. Непочтение к родителям. Гнев, вражда в семейной или домашней жизни.

 

Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость слова речи. Раздражительность. Зависть. Жестокосердие. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Нетрезвость и многоядие. Блуд. Прелюбодеяние.

 

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели

1.Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом-гордость до самообожания.

 

2.Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединненая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

 

3.Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

 

4.Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

 

5.Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страсною привязанностью к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни.

 

6. Гнев непримирительный и решающий на страшные разрушения, по примеру Ирода,который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

 

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

 

Грехи хула на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами.

 

Грехи,вопиющие небо об отмщении за них. Умышленное человекоубийство (аборты), в особенность отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, малолетних детей-сирот. Отнятие у человека последнего куска хлеба. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

 

От кающего требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Сомообличение перед духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Грехи сокращают нашу жизнь…

 

О ПОСТЕ

Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос (Мф. 4).

 

Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

 

Многодневных постов в году четыре.

Самый длительный и строгий — Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них — Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

 

Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче — с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза — в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

 

Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

 

Четвертый пост — Святых апостолов (Петра и Павла).

Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

 

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

 

Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.

 

Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

 

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.

 

Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

 

ВЕНЧАНИЕ

«Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.»
«Православный катехизис» митрополита Филарета

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

 

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

 

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.



Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

 

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

 

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

 

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

 

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители — атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.

 

Венчание не совершается:

— В течение всех четырех многодневных постов;

— Во время Сырной седмицы (масленицы);

— На Светлой (Пасхальной) Седмице;

— От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

— Накануне двунадесятых праздников;

— По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; -10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

— Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои). При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

 

ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и неспешно, помните правила: 

 

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами.

 

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». С изображением креста.

 

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

 

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а мл.Сергия).

 

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

 

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

 

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 14 лет — отроком (отроковицей).

 

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

 

9. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

 

О здравии поминают имеющих христианские имена (на молебне (не на литургии), в принципе, можно молиться даже за некрещённых или христиан крещённых вне Православной Церкви, чтобы Господь просветил их светом истины, т.е. вразумил их, но такая практика встречается очень редко), а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

 

На литургии можно подать записки:
На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

 

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

 

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.

 

В зависимости от области или страны, эти названия могут меняться. К примеру, на Украине проскомидия именуется бескровной жертвой или сокращённо говорят «на бескровную»…

 

А во многих храмах отсутствует эта градация, принимают записки просто на литургию или молебен и всё. Это не является каким-либо нарушением, просто это традиция того или иного храма.

 

Также можно подать записку на молебен или панихиду.

 

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.

 

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

 

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

 

Сорокоуст — это служба, которая совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.) судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных. Сорокоусты совершают только в храмах, где литургия служится каждый день, это, в основном, центральные храмы. В сёлах, как правило, сорокоусты не совершаются, а совершаются полугодовые или годовые помины о здравии и о упокоении.

 

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны могут совершаться перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

 

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

 

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются никогда.

счётчик (89)