Задать вопрос

04 Март 2011

Антоненко Сергий спрашивает:
Здравствуйте, батюшка!
Хотел бы Вам задать следующий вопрос.
В некоторых монастырях бывают святые источники.Можно ли монахам купаться в них?Или только паломники купаются?
Просто я ни разу не видел купающихся монахов.

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуй, Сергий!
Да, монахам купаться тоже можно. Например, в Дивеево на некоторых отдельных купальнях написано: для священства; для монашествующих; для братии; для сестер.
Всех благ!

03 Март 2011

Сергий спрашивает:
Батюшка, а если Вам давать крест для целования и одновременно делать объявления? Тогда,приезжие,пожилые,родители с маленькими детьми и те кто болеет или устал могли бы приложиться и идти домой,а у кого есть вопросы могут остаться.

протоиерей Вадим отвечает:
Согласен. В прошлый раз так и сделал: положил крест в центре храма на аналой и объявил, что если кто торопится, пожалуйста, можно приложиться. Перед этим дал приложиться прихожанам с маленькими детьми и они спокойно могли уйти. Но, вероятно, те кто не любит объявлений, это объявление не услышали, а крест тем временем спокойно лежал в храме.
Потом я взял крест и заканчивал объявления уже давая его для целования людям. В принципе, получилось так, как ты предложил.

01 Март 2011

Антоненко Сергий спрашивает:
Здравствуйте,батюшка!
у меня несколько вопросов.
1.как в храмах отличить батюшку от дьякона?
2.можно ли спрашивать благословения у дьякона??
3.если в храме стоит закрытая рака с мощами к ней можно прикладываться?
4.можно ли во время службы стоять между аналоем и алтарем?

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуй, Сергий!
Вот, несколько ответов:
1. У священника на груди висит священнический крест, у дьякона нет.
2. У диакона нет права благословлять.
3. Да, можно.
4. Можно. Нельзя лишь стоять и пересекать, во время службы, место между алтарём и священником, т.е. когда священник стоит в середине храма, а если священник на амвоне или в алтаре, то — можно.
Всех благ!

01 Март 2011

Елена спрашивает:
После причастия хочется подольше сохранить благодать,а если батюшка после отпуста сразу не дает крест,отвечая на вопросы или делая объявления, то постоянные прихожане ,которые уже не раз все слышали,начинают грешить разговорами или роптать на батюшку.Поэтому наверное лучше целовать крест на «Голгофе» и домой.

протоиерей Вадим отвечает:
Во время литургии есть, как минимум, два «законных» момента, где священник может и должен сказать проповедь (после чтения Евангелия и перед тем, как дать для лобзания крест).
Если бы все регулярно были на службах, то батюшке не было бы необходимости что-то повторять не один раз. Но, все люди разные, кто-то забыл, кто-то не был на предыдущей службе, кто-то впервые пришёл в храм, кто-то с кем-то обсуждал новую «сильную» молитву, поэтому не услышал священника и т.д.

Посоветуйте! Как в такой ситуации быть? Разъяснять ли людям смысл службы? Повторять объявления или нет? (Всё это, конечно же, увеличивает продолжительность службы). Пробовал я служить по-разному: без объяснений, объявлений и быстро; без объяснений, объявлений, но чётко с расстановкой — не быстро; со средней скоростью, с объяснением некоторых моментов службы (каждый раз новых, а потом повторяясь, по вышеизложенной причине). Главная моя цель, чтобы служба стала более понятна прихожанам! Но каждый раз кому-то это не нравилось. Поэтому решил служить просто на совесть…

А осудить и пороптать на батюшку можно из-за многого:
Если во время проповеди он говорит громко – то он орет на мирян,
если не громко – то ничего не слышно;

Если навещает прихожан по домам – то ему не сидится дома,
если остается у себя дома – то не навещает прихожан;

Если исповедует долго – то он тянет резину,
если быстро – то не умеет выслушать;

Если начинает Литургию пунктуально – то его часы вечно спешат;
если чуть позже – то не считается со временем других;

Если ремонтирует храм – то выбрасывает деньги на ветер,
если не ремонтирует – то все приходит в упадок;

Если говорит наедине с женщиной – то «что-то здесь не так»,
если наедине с мужчиной – то «тем хуже»;

Если носит длинные волосы — не следит за собой,
если короткие — то «безблагодатный»;

Если часто молится в храме – то это не человек действия,
если нечасто – то это не Божий человек;

Если остается помолиться после службы — то боится контакта с прихожанами,
если выходит во двор храма с ними поговорить — то совсем не уделяет времени молитве.

Если интересуется жизнью прихожан – то он слишком любопытен,
если не интересуется – то он эгоист;

Если появляется в Интернете – то зря тратит время и деньги,
если не появляется – то безнадежно отстал от жизни;

Если священник молод – то у него нет опыта;
если стар – то он не может идти в ногу со временем.

Если кому-то улыбнулся — у него есть любимчики;
если прошел мимо молча — значит обиделся;


если священник умирает – то никто не сможет его заменить.
***
Имеем ли мы право руководствоваться правилом: «Если я это уже слышал, то — домой!»?
А не случится ли в таком случае страшное? Если мы привыкнем к такому ходу мыслей? Захотим ли мы вообще тогда слышать о Христе? Ведь, мы о нём уже слышали! И не раз. Зачем тогда священнику каждый раз выслушивать одни и те же грехи? Зачем тогда вообще исповедываться?

Видите, у меня вопросов получилось больше. Хорошо, что рубрика называется вопрос-ответ, а не ответы батюшки. Ведь у батюшки тоже могут быть вопросы. Как быть??

Ну вот, вместо того, чтобы ответить: «Дорогая Елена! Вам ещё целый час возвращаться в город, поэтому Вам можно приложиться к кресту на голгофе и — домой!», разразился этой тирадой.

Простите! Опять отнял много времени.
Всех благ!

01 Март 2011

Владимир спрашивает:
На поминках желают Царствия Небесного. А некоторые добавляют, чтобы земля была пухом. Уместно ли это? Если да, то в чем заключается смысл? Ответьте мне пожалуйста?

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуйте, Владимир!
Пожелание, чтобы земля была пухом, не является православной традицией. Наоборот, такое пожелание говорит о том, что человек не понимает смысла поминовения. Для православного человека такое пожелание неуместно.

Всех благ!

28 Февраль 2011

Антоненко Сергей спрашивает:
После того,как причастились,мы идем к столу на котором есть запивка и просфора!что это означает?и обязательно ли после причастия выпивать запивку?

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуй, Сергий!
Принимать просфору с запивкой, после Причастия, является благочестивой традицией. Это делается из благоговения к Богу. Причащаясь, мы принимаем истинные тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, и, после принятия этих таин, на устах остаются микрокапли крови Христовой. Если мы не примем запивку, то прикладываясь ко кресту и иконам, будем везде оставлять эти капли. Вот поэтому, после причастия и до запивки, нельзя прикладываться к чему-либо.
Всех благ!

28 Февраль 2011

Елена спрашивает:
После причастия,обязательно ли целовать крест который дает священник или по причине нехватки времени можно поцеловать крест на «Голгофе»?

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуйте, Елена!
Если уж более подробно рассматривать этот вопрос, то лучше все дела в день причастия отложить, и, как полагается, посвятить этот день Богу, т.е. никуда не торопиться. Хотя, в жизни бывают разные ситуации, и если действительно необходимо уйти, то даже необязательно целовать крест. Правда, есть такие моменты в которые лучше не уходить, а дождаться их окончания — это чтение Евангелия, Херувимская песнь и Евхаристический канон (от «Символа веры…» до «Тебе поем…»). Выразить почтение кресту всегда уместно, так что можно приложиться к кресту на «Голгофе».
Всех благ!

22 Февраль 2011

Антоненко Сергей спрашивает:
Недавно я посмотрел рецензию Кураева на книгу (КОД ДА ВИНЧИ)!!!!по книге—на иконе (тайная вечеря),рядом с Иисусом сидит Мария Магдалина!!!!!
Кураев говорит,что там были только 12 апостолов,и рядом с Иисусом сидит Иоанн,наклонившись!!!
действительно,посмотрев икону в интернете,я увидел Иоанна!!Но я видел и другую интерпретацию иконы,и там непонятно кто сидит!!!!!Но очень похоже на девушку!!!давайте разберемся??????????????

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуй, Сергий!
Хороший вопрос, но разбираться долго не придётся. Интерпретаций этой картины очень много. Даже сатанисты сделали свою версию! Но то ЧТО нафантазировал художник, далеко не всегда может быть истиной.
Конечно, Леонардо прекрасный художник, но своей картиной он показал, что либо плохо знал Писание, либо намеренно изобразил сюжет искажённо.
Во-первых, из Писания мы узнаём, что Христос и апостолы не сидели на стульях за столом, а возлежали на коврах. Во-вторых, стульев и деревянного стола не было вообще! По восточной традиции, в той горнице, роль стола играл невысокий плоский камень. Всё вокруг застилалось коврами и на них располагались люди (здесь на сайте, слева, посмотри вкладку «Фотографии», на последней картине ты увидишь, как это могло быть на самом деле). Из Писания мы также узнаём, что Иоанн, любимый ученик Христа, был ещё юношей, когда его призвал Господь, вот поэтому у него нет бороды. Может чьё-то воспалённое воображение и может принять его за девушку, но у человека, знакомого с Писанием, такой иллюзии не возникнет.
Всех благ!

22 Февраль 2011

Антоненко Сергей спрашивает:
Здравствуйте,батюшка!
почему в шахматы нельзя играть православным?ведь это же не карты!!!!!!
я это узнал в одной из лекций Кураева,на ютубе!

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуй, Сергий!
Не видел лекцию Кураева о шахматах, поэтому не могу что-то конкретное сказать по этому поводу.
А вообще любая игра может стать грехом, если играть на деньги. Если азарт заставляет злиться, ругаться и злословить, то что же это, если не грех?
Всех благ!

19 Февраль 2011

Марина спрашивает:
Здравствуйте, батюшка!
Как часто надо причащаться?
Заранее благодарю за ответ.

протоиерей Вадим отвечает:
Здравствуйте, Марина!
Хороший вопрос, потому что жизнь православного христианина должна строиться вокруг Евхаристии, т.е. причастие должно быть центральной частью нашей жизни! Причащаясь мы соединяемся с Богом. Выше этого таинства у нас на земле ничего нет. Христос часто сравнивал свою церковь с виноградной лозой. Лоза — это Господь, грозди — это мы, люди. Если гроздь отпадает от лозы и не питается живительными соками, то она вскоре засохнет, погибнет. Причастие, единение с Богом, для нас — это и есть «живительный сок», без него мы погибнем!
Поэтому нельзя себе позволять долго оставаться без причастия. Есть актуальное апостольское правило: «Если кто-то не причащался больше трёх недель, отлучён будет». В настоящее время церковная практика причащения, в зависимости от прихода, может быть разной. Кто-то говорит, что причащаться нужно часто, кто-то — редко. Моё недостойное мнение по этому вопросу следующее: должна быть «золотая» середина. Если долго не причащаться, то можно духовно охладеть, в конечном итоге — погибнуть. Если причащаться очень часто, то можно привыкнуть и потерять благоговение к таинству. Есть и другой критерий — воцерковлённый ли человек или нет. Если человек воцерковлён, то не плохо было бы причащаться раз в три-четыре недели. Если человек, со временем, полностью свою жизнь согласует с заповедями Господними, то очень хорошо причащаться каждое воскресение. По согласованию с духовником, то можно и каждый день (правда, это уже отдельная тема).
Всех благ!

счётчик (18)